deratisator (deratisator) wrote,
deratisator
deratisator

Украинско-российские отношения в публицистике ОУН

Такие отношения долгое время были судьбоносными, а в течение XX века – определяющими для украинского народа относительно его попыток утвердить свое независимое государство. Стратегическим и тактическим отношениям обоих народов, а также украинских и русских политических сил и личностей посвящено полностью несколько произведений подпольной публицистики. Во многих других произведениях эта тема тоже так или иначе освещена. Авторы подпольных произведений затрагивали, по меньшей мере, четыре аспекта украино-русских отношений.
Первый аспект:  отношение к русским империалистическим влияниям и их господству на Украине.
Второй аспект:  отношения с русским (в текстах часто – с московским) империализмом как политической силой против Украины.
Третий аспект: отношение собственно к русскому народу.
Четвёртый аспект:  отношение к русскому меньшинству в Украине.
В различных работах названные аспекты проблематики украинско-российских отношений, конечно, освещены с разной полнотой. Рассмотрим самые главные труды по этой проблематике.
Статья Мирослава Прокопа-«М.Вырового» под названием «Украина и Россия» является здесь одной из первых на то время.  Она появилась в №3 журнала ОУН Бандеры «Идея и Чин» за 1942 год. Уже тогда автор понимал весомость этой проблемы не только потому, что с проигрышем немцами войны возникнет угроза возвращения московского большевизма, но в первую очередь потому, что уже «московское господство на Украине пустило очень глубокие корни, оставило очень выразительные последствия» [Вировий М. Україна і Росія (Сучасний стан, становлення проблеми і перспективи) – Літопис УПА, Т.24, С.142-151], поскольку Москва стремилась с одной стороны уничтожить ведущие украинские силы, а из другой – создать другие, послушные себе, а в дополнение – жаждала духовно и морально покорить завоеванные земли. Такая политика привела к тому, что значительная часть украинского населения, как признает автор, продолжает искать выход из нынешней ситуации в Москве, а не в Украинской Независимости, Государстве и в борьбе за них. Чтобы защититься от навязанных Москвой идей, следует противопоставлять им в первую очередь закреплённую в украинской истории и традиции украинскую национальную идею, а также наилучшие и героические образцы украинской культуры, идеи свободы человека, его достоинства, социального порядка и справедливости. Но одной лишь идейной переориентацией здесь не обойтись. В политической плоскости необходимо изменить ориентации: с московского – на киевский центр как на носителя новых общественно-политических идеалов и национально государственных порядков на территориях, которые были и являются объектами экспансии московского империализма [Вировий М. … С.143].
Понятно, что попытки преодоления этих общественно-политических влияний из Москвы, как и борьба за самостоятельное государство неминуемо приведут к вооруженному столкновению с московским империализмом. Отношение к русскому («московского») народу на его этнической территории не отождествляется с отношением ОУН к московскому империализму. С россиянами украинцы предпочли бы не воевать. Но дело здесь заключается не в том, способны ли сами россияне не допустить империалистическую политику относительно других народов. Правда, автор осознаёт и то, как трудно отделить тот или другой народ от его империализма, но в то же время он полностью понимает, что империализм принес немало страданий и самим россиянам. Мирослав Прокоп замечает, что угрозой к возрождению русского народа является стремление накинуть ему и белый, ново-московский, империализм (имея в виду под последним власовцев или эмигрантские организации), а также – немецкий империализм [Вировий М. … С.145]. В борьбе с этими империализмами украинский народ может стать союзником россиян. Но это возможно лишь тогда, когда россияне, отказавшись от империалистических посягательств будут «ставить вопрос московского государства на московской этнической территории». Автор отмечает, что взаимоотношения Украины и России принимают не только внутренний, но и международный характер. Нельзя ликвидировать московский империализм вне Украины, не ликвидируя его агентурных влияний в украинских массах. Но в то же время возрождение и утверждение Украинского Самостоятельного Соборного Государства невозможны без ведения такой борьбы в международной сфере и вдумчивого изучения исторического опыта покорённых московским империализмом народов. Попытки таких народов самостоятельно получить независимость не имели успеха. По мнению автора, такие народы не имели для того и объединительной революционной идеи. И как следствие – их выступления были так или иначе обречены. В настоящее время русский империализм обессилен, к тому же он не может предложить какую-либо конструктивную творческую идею, как. скажем, это случилось в 1917 году, когда народам были предложены лозунги социалистической революции. ОУН же еще перед войной выдвинула лозунг «Свобода народам и человеку!», то есть – идею общей борьбы всех порабощенных народов против московского империализма [Вировий М. … С.146]. С другой стороны, и для россиян путь свержения немецкого или какого-то другого западного империализма, считает автор, как раз и  пролегает не через насильственное притеснение других народов (они этого уже не позволяют!), а в борьбе против империализмов со всеми совместно порабощенными, как равный с равными под лозунгом «Свобода – народам и человеку[Вировий М. Україна і Росія … С.150]. По отношению к русскому меньшинству в Украине Мирослав Прокоп выделяет два момента. Поскольку украинский народ борется за свободное государство, то он признает полное равноправие в ней всех других наций и призывает их к всеобщей борьбе за равные права. Но украинцы сопротивляться попыткам московского империализма сделать из русского меньшинства своих агентов. Последних необходимо будет всячески одолевать как врагов Украины и изменников идеи народной воли, свободы, социальной справедливости на востоке Европы [Вировий М. … С.146].  
Произведение Мирослава Прокопа уточняет выразительную эволюцию в интегральном национализме относительно реального отношения к России и россиянам.
Постановлениями Третьей Конференции Организация Украинских Наационалистов (самостийников-державников) признала борьбу с немецким империализмом как предпосылку борьбы с московским империализмом. Это и был центральный вопрос в отношениях украинско-российских сил. По мнению авторов документа, в начале 1943 года это позволило бы решить вопрос тяготения к московскому центру со стороны части украинцев, которые боятся немецкого империализма и именно от него ищут защиты в Москве. Такой подход позволил бы демаскировать русский империализм в его стремлениях и в дальнейшем порабощать Украину под лозунгом её обороны от немцев. В то же время это позволило бы украинцам получить независимую позицию на международном уровне, отбросив обвинение в том, что украинское национально-освободительное движение является орудием в руках немецкого империализма [Постанови Третьої Конференції Організації Українських Націоналістів Самостійників-ДержавниківЛітопис УПА, Т.24, С.134] – cм. [http://diasporiana.org.ua/ideologiya/12808-litopis-ukrayinskoyi-povstanskoyi-armiyi-t-24-ideya-i-chin-organ-provodu-oun-1942-1946/].
Tags: ОУН, Публицистика ОУН, Россия, сталинизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments